Азартные игры (гэмблинг)
относятся к аддикции, не связанной с приемом
каких-то веществ, изменяющих психическое состояние.
Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических
расстройств DSM-IV
(1996), основной чертой патологического
гэмблинга является "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в
азартных играх и участие в азартных
играх, которое компрометирует,
разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы. Участие в азартных играх, стремление к
нему и активность в этом направлении усиливаются
в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гэмблинга, ведут
к интенсификации участия в азартных
играх". Обращается внимание на наиболее частые проблемы, связанные с
участием в азартных играх. К ним относятся прежде всего хронические долги,
невыполнение долговых обязательств и
другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенные
семейные отношения, недобросовестное
отношение к работе, различного рода противозаконные действия с целью
получить деньги для расчета с долгами.
Патологическое влечение к азартным играм
рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей (Зайцев В.В., 2000):
а) наследственно-биологической, в рамках которой имеются указания на
особенность у таких пациентов ОКО-2 гена, определяющего функцию допаминовых
рецепторов; б) поведенческой; в) когнитивной; г) психодинамической и д )
социальной.
В. Зктпег рассматривал феномен патологической
склонности к азартным играм в рамках поведенческой модели, считая, что в ее
основе лежат появляющиеся в процессе взаимодействия индивида и среды
аддиктивные паттерны поведения. Когнитивная теория связывает патологическую
игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой
«иллюзией, контроля». Типичны следующие когнитивные ошибки игроков:
персонификация игрового автомата («игровой автомат похож на меня») или
типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»). К
иррациональным убеждениям относят следующие четыре стержневые характеристики:
нетерпеливость к длительным усилиям («я должен выиграть в следующей ставке»),
низкая фрустрационная толерантность («это ужасно, если я не выиграю»), искажение
самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»), преувеличение («я не могу
существовать, если я не играю»). «Иллюзия контроля», игрок верит, что может
контролировать случайные события посредством различных способов ритуального
поведения.
Психодинамически ориентированные терапевты
объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологическими
защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности,
Наркозависимость и коморбидные поведенческие
расстройства и девиации, которая в условиях стресса и повышенных нагрузок
преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала или
компульсии. Наибольшее значение имеют такие защиты, как «уничтожение
сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле» и «реактивное образование»
(Н.Мак-Вильяме, 1996 г.).
С целью выявления особенностей прогностической и
эмоционально-волевой деятельности лиц, подверженных гемблингу, (В.Д.
Менделевич, И. Гаврикова) было проведено экспериментально-психологическое
исследование. В исследовательской работе были выдвинуты 2 гипотезы: 1) у лиц с
девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально-волевая
деятельность отличается от прогностической и эмоционально-волевой деятельности
гемблинг-независимых личностей; 2) прогностическая и волевая деятельность
гемблеров и наркоманов сходна, не имеет существенных различий.
Американский психолог, Джефри Хейнепс (доклад 2002
год) выдвигает следующую теорию формирования зависимости от азартных игр. Людям
нравится сам процесс игры на скачках, казино, лотереи, а не только выигрыш. Это
становится опасным, когда это принимает патологическую форму. Хейнепс выделяет
следующие стадии развития патологического влечения: выигрыш, проигрыш,
отчаяние.
После первого выигрыша у
человека формируется мнение, что он удачлив более чем другие. Затем человек
считает, что может поиграть с теми деньгами, которые он выиграл и входит в
азарт. Потом, проиграв выигрыш, он играет на сбережения и так втягивается. На
данном этапе это можно считать патологией. Человек не уделяет времени работе,
ворует, играет в надежде выиграть. Проиграв, он обращается к родным за помощью,
как бы раскаиваясь, обещая больше не играть. В конце двух стадий появляется
патологическое влечение, которое стимулируют рекламы казино, открытие казино и
т.д. Таким образом человек идет на преступление для того, чтобы разделаться с
долгами.
Отчаяние заканчивается несколькими исходами.
Некоторые патологические игроки сбегают, заканчивают жизнь самоубийством (20%
случаев), оказываются в тюрьме или на лечении
Азартные игры, наркотики, бандитизм, преступление –
все это приносит вред обществу. 60% игроков переходят в преступный мир, чаще
совершая насильственные преступления. У игрока есть долг, который толкает на
пути избавления от него. Когда с долгом рассчитываются, тревога пропадает. И он
опять возвращается к игре. Социологами замечено: повышение преступности совпало
с легализацией азартных игр.